Республика Саха (Якутия). Хроника событий САХА
новости региона
 


Версия для печати

Хроника событий

По Якутии может пройти самый короткий путь из стран АТР в Европу

04.09.2014
Источник информации: Российская газета
Адрес новости: http://www.rg.ru/2014/09/04/reg-dfo/reka.html



Власти Якутии приступили к разработке амбициозного проекта, реализация которого может обеспечить самый короткий путь из стран АТР в Европу.

Речь идет о меридиональном транспортном коридоре, на разных участках которого будут использованы железнодорожный и водный транспорт. По Транссибу и далее по Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) грузы поездами предполагается доставлять до Якутска. Здесь их будут перегружать на суда, следующие по Лене до расположенного у ее дельты морского порта Тикси. А далее - прямая дорога на запад по Северному морскому пути.

По предлагаемому маршруту пока никто ничего не возил, поскольку участок железной дороги Томмот - Якутск ввели во временную эксплуатацию лишь несколько дней назад. Тем не менее даже при двух перевалках выигрыш во времени, по подсчетам специалистов, будет ощутимым.

Плавание из Владивостока в Европу через Суэцкий канал занимает больше месяца. Если проводить суда по Севморпути через Берингов пролив, дорога сокращается до 15 - 20 дней. А маршрут через Якутск - Тикси, как подсчитали еще в начале 2000-х ученые Сибирского отделения РАН, займет всего десять дней, поскольку отпадает необходимость делать гигантский крюк, огибая побережье Чукотки.

Некоторое представление о потенциальных выгодах меридионального коридора можно получить, вспомнив экспериментальный рейс танкера "Балтика", который в августе 2010-го, пройдя по всему Севморпути, доставил из Кольского залива в Китай груз газоконденсата. По сравнению с переходом через Суэцкий канал выигрыш во времени составил 20 суток, а экономия на мазуте вылилась почти в миллион долларов. Водно-железнодорожный маршрут через Якутск позволяет отыграть еще пять - десять суток.

Реализация проекта возможна, если будет построен автомобильно-железнодорожный мост через Лену

Правда, реализация проекта возможна лишь при условии, что будет построен запланированный ранее, но отложенный "в долгий ящик" автомобильно-железнодорожный мост через Лену. Дело в том, что рельсы АЯМа вышли на правый берег реки, а речной порт находится на левом, в Якутске. Недостающее звено не только превращает глобальные проекты в пустые разговоры, но затрудняет даже обычный завоз грузов в северные районы Якутии.

Обо всем этом временно исполняющий обязанности главы региона Егор Борисов рассказал на выездном совещании по транспортным проблемам Дальнего Востока, которое недавно провел в Анадыре секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Судя по всему, проектом заинтересовались. Сразу по приезду в Якутск Борисов поручил правительству республики до конца года разработать документ со всеми обоснованиями, который можно было бы предложить для рассмотрения федеральным органам власти.

По оценке министра транспорта Якутии Семена Винокурова, особую актуальность проекту придали изменения климата. Из-за потепления ледовая обстановка в Арктике дает больше возможностей для судоходства.

Однако упереться все может отнюдь не в тающие арктические льды. Еще на стадии, когда меридиональный коридор являл собой лишь общую идею, возглавлявший тогда республику (ныне - сенатор Совета Федерации) Вячеслав Штыров отметил ее единственный, но существенный минус.

- Все перевозки надо будет успевать сделать в короткую навигацию на Лене, - подчеркнул он.

Навигация на реке длится около шести месяцев. Зимой Лена покрывается двухметровым льдом. В принципе, полгода - срок немалый и даже имеющиеся речные суда без авралов перевозят за это время по полтора - два миллиона тонн грузов. Что касается других проблем, все они решаемы.

К примеру, АЯМ проложен в одну колею. Для нужд республики этого пока достаточно, но выдержит ли одноколейка транзитные перевозки?

- Если требуемые объемы перевозок значительно вырастут, достаточно будет построить двухпутные вставки, что позволит организовать безостановочное движение и обеспечить практически любую нагрузку, - пояснил "РГ" руководитель компании "Инжтрансстрой" Али Алышов.

Не потянет возросшие объемы и стареющий флот Ленского бассейна. Однако его реновация запланирована и будет проводиться вне зависимости от того, примут якутский проект или нет. Это необходимо как минимум для того, чтобы бесперебойно осуществлять ежегодный северный завоз.

Точно так же без привязки к этому проекту уже возрождается Севморпуть и строятся планы по развитию арктических морских портов, включая Тикси. Здесь решающее значение имеет даже не экономика, а геополитика.

Дословно

Александр Дудников, руководитель Союза транспортников Якутии:

- Реализация проекта может стать революционным решением проблем, связанных с перевозками из стран АТР в Европу. Но для этого нужен совмещенный мост через Лену. В этом случае появится возможность осуществлять с громадной экономией, к примеру, транзитные контейнерные перевозки хоть из Владивостока, хоть из Китая. Считаю, что проект надо осуществлять в рамках федеральной государственной программы. А без моста рентабельность АЯМа даже для внутреннего пользования можно считать сомнительной. Логистическая цепочка остается разорванной. Доставленный по железной дороге до Нижнего Бестяха груз приходится перегружать на автомобили, их, в свою очередь, загонять на паромы и таким образом везти в Якутск, в речной порт. Расстояние - всего 15 километров. Но их уже назвали "золотой милей", поскольку на этом коротком отрезке накручивается треть стоимости перевозок по 400-километровому маршруту от Томмота до Якутска.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Республика Саха (Якутия). Хроника событий»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: saha-news.ru

Все новости раздела






Воспитательницу в Якутии, заклеивавшую малышам рот скотчем, уволили

Воспитателя, а также помощника воспитателя уволили из детского сада в Якутии после того, как стало известно, что они заклеивали детям рот скотчем. Об этом пишет "Лайф". Как сообщает издание, 5 декабря сотрудник правоохранительных органов проводил ...

Копье которому 12 тысяч лет было обнаружено в Якутии внутри скелета мамонта

Ученые Музея мамонта Северо-Восточного федерального университета обнаружили острое копье длиной более тридцати сантиметров, которое сохранилось внутри мамонтовых ребер, передает ТАСС. Останки животного были найдены севернее Янской стоянки. Орудие ...

Костромские ученые обнародовали инновационные методы защиты металла от коррозии

Открытие костромчан поможет уберечь металлические изделия от возникновения ржавчины путем насыщения сплава азотом, углеродом и бором ...

Рыбалка якутского чиновника обошлась бюджету в 2 млн рублей

В Якутии чиновник подозревается в организации за счет бюджета отдыха девяти человек с вылетом на вертолете на рыбалку, сообщает Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СК. ...

Китаец пытался провезти через таможню рекламную вывеску «АвтосервNс»

Одинаковый товар, а именно 10 букв «А», «В», «Т», «О», «С», «Е», «Р», «В», «N» и «С», были обнаружены в личном багаже гражданина КНР при досмотре на якутском посту Благовещенской таможни. Житель Поднебесной прилетел в Якутск из Харбина. Привезенная им ...

  • Двухмесячного ребенка в Якутске загрызла бойцовская собака
  • Питбультерьер искусал до смерти младенца в коляске в Якутске
  • Пациент дома престарелых в Якутии замерз на крыльце заведения
  • Погибшего в авиакатастрофе военного из Екатеринбурга похоронили под Новосибирском
  • В Екатеринбурге простились с погибшим в якутской авиакатастрофе военным
  • Ритуальщик напал с ружьем на бригаду «скорой» в Якутии
  • Школьников Якутска отправили на карантин из-за эпидемии гриппа
  • Летевший в Благовещенск из Якутии самолет экстренно вернулся обратно
  • Пассажирский самолет с отказавшим двигателем приземлился в Якутии






  • Города проекта "Region-news"